понедельник, 2 мая 2011 г.

Наука и ее роль в жизни человека и общества

Доброго времени суток дорогие семиклассники!
Мы с вами на последнем уроке прошли тему "Наука и её роль в жизни общества". Предоставляю для вас основную информацию с того урока.
Наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя.
Чехов А.П.

Наука — это система.
Что такое система?
Система — это совокупность элементов, связанных друг с другом и образующих определенную целостность.
Т.е. науку можно рассматривать с трех точек зрения:
1.Как особую систему знаний;
2.Как систему учреждений и организаций.
3.Как особый вид деятельности – систему научных исследований.
Наука — деятельность человека, направленная на познание окружающего мира, результатом является: получение, обоснование и систематизация новых знаний (понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке.
Функции науки:
1)Познавательно-объяснительная - познать и объяснить как устроен мир и каковы законы его развития
2)Практически-действенная - связь науки с практической стороной жизни
3)Прогностическая - человек не только изменяет окружающий мир, но и прогнозирует последствия таких изменений
4)Мировоззренческая - помогает человеку выстроить знания о мире в целостную систему, выработать свое мировоззрение.
У научного познания как отдельного вида познания существуют свои способы достижения целей, т.е. свои методы.
Метод (путь, исследование) – способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни.
Методы научного познания: по уровню познания
1. Эмпирические(от греч. опыт)- наблюдение, описание, эксперимент.
Наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие внешнего мира с целью изучения и отыскания смысла в явлениях.
Описание – фиксирование полученных сведений с помощью средств языка, либо в других знаковых системах.
Эксперимент (проба, опыт) – метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).
2. Теоретические: объяснение изучаемых явлений. Выведение законов, теорий, принципов, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов
С древности ученые не только проявляли интерес к проблемам морали, но и часто своими жизненными взглядами, поступками формировали моральные нормы, как собственные, так и научного сообщества.
Навечно справедливое правило «Не навреди!», провозглашенное «отцом медицины» Гиппократом около 2,5 тысячи лет назад, было, вероятно, первым профессиональным моральным обязательством ученого, где лаконично охарактеризована его ответственность перед человечеством.
Этика ученых, науки складывается на основе вечных ценностей, ориентации на высшее благо; понимания свободы и социальной ответственности ученых в условиях возрастания роли науки во всех сферах жизни, в решении глобальных проблем.
1. Стремление к познанию как долг ученого. Вера ученого в могущество разума, в его способность облагодетельствовать человечество.
2. Моральная заповедь «не укради» проявляется в негативном отношении к плагиату. Слово «плагиат» означает присвоение чужого авторства, выдачу чужого произведения или изобретения за свое собственное. Элементарная научная порядочность требует при каждом использовании чужих исследовательских результатов давать ссылку на их автора.
3. Моральная заповедь «не лги» трансформируется в требование бескорыстности научного поиска. Оно означает осуждение тех ученых, которые из корыстных соображений фальсифицируют результаты научных исследований, стремятся приспособить науку к точке зрения, которая возникла не из самой науки, а продиктована чуждыми науке интересами (примером может быть «лысенковщина» в биологии).
4. Отстаивание истины. Я думаю, что вы сами можете привести примеры поведения ученых, не отступивших от истины даже ценой своей жизни.
5. Социальная ответственность ученого. Этот принцип вытекает из опасности для человечества, возникшей в связи с прорывом науки и техники в глубинные уровни мироздания (физические, биологические).

Домашнее задание:
1.Задание: Написать в чем заключается: роль науки в обществе.
2.Составить топ-10 ученых России или топ 10 ученых мира (с портретами и кратким описанием области и деятельности ученого)

Комментариев нет:

Отправить комментарий