среда, 23 марта 2011 г.

Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.





Дорогие семиклассники мы продолжаем двигаться с вами по сложному, но чрезвычайно интересному пути Познания общества и самопознания. 
Сегодня я предлагаю вам поразмышлять над вашими взаимоотношениями с окружающими в экстремальных ситуациях.
И для начала я хочу вам рассказать одну довольно известную притчу:
«Два человека не могли поделить один апельсин. Каждый утверждал, что это его апельсин и не хотел уступать другому. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы этим людям не пришла в голову простая, но совершенно гениальная мысль выслушать другого. И тогда выяснилось, что одному нужен апельсин для того, чтобы выжать из него сок, а второму, чтобы из семечек вырастить новое дерево».
 Оказывается, можно решить проблему. Вы можете сказать, ну а если им бы обоим был нужен апельсин для одной цели? Что тогда? Ну а тогда им пришлось бы пойти на компромисс, т.е. на взаимные уступки, ведь что-то всегда лучше, чем ничего.
Вы находитесь на перепутье: между подростковым возрастом и  детством. Известный немецкий философ И. Кант так охарактеризовал этот возраст: «Годы подростка – трудные годы, ибо это годы выбора». 
Как вы думаете, что имел в виду Кант?  О каком выборе он говорил?   
Человек в подростковом возрасте, т.е в 13-15 лет выбирает не только друзей, приоритеты в жизни, строит личные взаимоотношения, но и выбирает те принципы, по которым он будет общаться  с другими людьми, стиль поведения  в конфликте. Конечно, стиль поведения в конфликте закладывается гораздо раньше, ещё в дошкольный период, но оттачивается, устанавливается и осмысливается он в вашем, подростковом возрасте.
 Проблематику конфликтов изучают различные науки. Позже появилась специальная область знания — конфликтология, которая исследует содержание, причины, условия, механизмы, закономерности возникновения, протекания, разрешения, регулирования конфликтов.
Выделяют разные виды конфликтов: 


1. Если в качестве конфликтующих сторон выступают разные части нашего «Я», которые входят в столкновение, то возникает внутриличностный конфликт
2. Если конфликт возникает как противоборство двух или более людей, обусловленное разнонаправленными целями, мотивами, позициями, интересами, то такой конфликт называют межличностным. 
3. Субъектами межгрупповых конфликтов являются социальные группы, преследующие различные цели, отстаивающие свои интересы, ценности, представления и т.п.
  
Конфликты – это столкновение интересов.
 Бывают внутренние (борьба с самим собой, например, между «хочу пойти погулять» и «надо готовиться к контрольной») и внешние межличностные конфликты.
 Поговорим о внешних конфликтах. Итак, конфликт назревает. Как об этом узнать?
  Предвестники конфликта: 
-внешние: Итак, вы идёте по коридору школы и видите двоих знакомых из параллельного 7-го. По их лицам, позам вы понимаете, что вот-вот разгорится конфликт. По каким конкретно внешним проявлениям вы это понимаете? (громкая, агрессивная речь со словами оскорбительного характера; жесты доминирования: руки вбок, указание большим пальцем; жесты атакующего характера; мимика: прищуренные глаза, поджатые губы, опущенные уголки губ, нахмуренные брови) и т.д.
 -внутренние: напряжение, дискомфорт, повод.
 В качестве повода, инцидента может послужить конфликтная фраза одного из участников.

Давайте рассмотрим с вами разные стратегии поведения в конфликте с помощью сценки «Праздничный пирог». В сценке участвуют: черепаха, медвежонок, акула, лиса и сова.

 Сценка «Праздничный пирог»
 Решила однажды черепаха отпраздновать День Рождения. Позвала гостей. Испекла праздничный пирог.
Гости. Поздравляем! С Днём Рождения! Счастья тебе!
Черепаха. Удивительный пирог у меня получился!
Гости (хором). Да-а-а!
Акула (хватает нож и становится в начальственную позу). Единственный, кто может взять на себя такую ответственность, - это я!
Лиса (останавливает акулу). Подожди, я бы не отказалась от кусочка побольше, вот этого, с шоколадом!
Акула. Ещё чего! Этот мне!
Лиса (хитро). Я думаю, мы с тобой договоримся!
Медвежонок. Я тоже люблю сладкое, мне бы тоже кусочек побольше…
Акула. Побольше? Вообще ничего не получишь!
Медвежонок (грустно опуская). А с другой стороны – о здоровье надо заботиться, говорят, сладкое вредно!
Лиса (обращает внимание всех на черепаху). Посмотрите на именинницу – она сейчас этот пирог глазами проглотит!
(Гости смеются).
Черепаха (обиженно). По-моему, я здесь вообще не нужна… (направляется к выходу).
Сова (останавливает черепаху, обращается к оставшимся гостям). Постойте, давайте по-честному, по справедливости. Если бы не черепаха, мы бы не собрались,  пирог никому бы из нас не достался! Согласны?
Гости. Согласны!
Сова. Так давайте его поделим поровну!

Стратегии поведения в конфликте
1)избегание («черепаха») – неуверенность в себе, неумение отстоять свои интересы, ощущение своей неполноценности, уход от конфликта.
2)уступки («медвежонок») – чувство приниженности, нежелание отстаивать свои интересы, соглашательство с другими в ущерб себе.
3)подавление («акула») – чувство превосходства, агрессия, нападение, унижение других.
4)компромисс («лиса») – дипломатичность, умение поступиться частью своих интересов, гибкость.
5)сотрудничество («сова») – уважение своих и чужих интересов, справедливость, открытость.

Попробуйте определить, какую позицию в конфликте занимаете вы.  
Давайте обсудим плюсы и минусы каждой стратегии. Для этого разделимся на 5 мини-групп.
Избегание:  +  (неучастие в конфликтах, отсутствие врагов),  -  (неумение отстаивать свои интересы, неуверенность в себе).
Уступки:  +( репутация неконфликтного человека, отсутствие врагов),  - (чувство приниженности, соглашательство с другими в ущерб себе).
Подавление: + (чувство превосходства, достижение собственных целей), - (наличие врагов и недоброжелателей).
Компромисс: + (отсутствие явного противопоставления, достижение части своих целей), - (достижение части своих целей).
Сотрудничество: + (формирование открытых отношений с окружающими, основанных на взаимоуважении), - (нет).
 
Помните:
1. Умён не тот, кто прав, а кто понимает, когда надо остановиться в возникшей ссоре, чтобы не допустить её разрастания.
2.При разрешении спора не пользуйтесь « волевыми аргументами» типа « я так хочу!», « как сказал, так и будет!», « не уступишь – хуже будет!».
3.Не используйте оскорбления!
4.Если в ходе ссоры вы поняли, что действительно не правы, признайте свою вину. Самокритичность  всегда вызывает уважение.
5.Если вы осознаёте бессмысленность ссоры и желаете её прекратить, а человек. с которым вы ссоритесь, ещё находится во власти агрессии, не следует отступать от своей «мирной линии». Спокойный доброжелательный тон даст возможность партнёру остыть, одуматься.

 Итак  мы познакомились с вами с понятием «конфликт» и «предвестники конфликта».
Выяснили, каковы могут быть стратегии поведения в конфликте, их плюсы и минусы.

Какая самая лучшая, решать вам самим. И всё-таки, стоит заметить, что  побеждает не тот, кто последним скажет что-то оскорбительное, а тот, кто сумеет пресечь ссору. Войну можно победить только отказом от неё.
 Домашнее задание:
1.      Вспомнить и записать как часто и какие наиболее серьезные конфликты случались в вашей жизни. Как вы выходили из ситуации.
2.      Найти информацию (газеты журналы, телевидение, интернет) какие социальные конфликты существуют в современном обществе

Комментариев нет:

Отправить комментарий