Дорогие семиклассники мы продолжаем двигаться с вами по сложному, но чрезвычайно интересному пути Познания общества и самопознания.
Сегодня я предлагаю вам поразмышлять над вашими взаимоотношениями с окружающими в экстремальных ситуациях.
И для начала я хочу вам рассказать одну довольно известную притчу:
«Два человека не могли поделить один апельсин. Каждый утверждал, что это его апельсин и не хотел уступать другому. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы этим людям не пришла в голову простая, но совершенно гениальная мысль выслушать другого. И тогда выяснилось, что одному нужен апельсин для того, чтобы выжать из него сок, а второму, чтобы из семечек вырастить новое дерево».
Оказывается, можно решить проблему. Вы можете сказать, ну а если им бы обоим был нужен апельсин для одной цели? Что тогда? Ну а тогда им пришлось бы пойти на компромисс, т.е. на взаимные уступки, ведь что-то всегда лучше, чем ничего.
Вы находитесь на перепутье: между подростковым возрастом и детством. Известный немецкий философ И. Кант так охарактеризовал этот возраст: «Годы подростка – трудные годы, ибо это годы выбора».
Как вы думаете, что имел в виду Кант? О каком выборе он говорил?
Человек в подростковом возрасте, т.е в 13-15 лет выбирает не только друзей, приоритеты в жизни, строит личные взаимоотношения, но и выбирает те принципы, по которым он будет общаться с другими людьми, стиль поведения в конфликте. Конечно, стиль поведения в конфликте закладывается гораздо раньше, ещё в дошкольный период, но оттачивается, устанавливается и осмысливается он в вашем, подростковом возрасте.
Проблематику конфликтов изучают различные науки. Позже появилась специальная область знания — конфликтология, которая исследует содержание, причины, условия, механизмы, закономерности возникновения, протекания, разрешения, регулирования конфликтов.
Выделяют разные виды конфликтов:
3. Субъектами межгрупповых конфликтов являются социальные группы, преследующие различные цели, отстаивающие свои интересы, ценности, представления и т.п.
Конфликты – это столкновение интересов.
Бывают внутренние (борьба с самим собой, например, между «хочу пойти погулять» и «надо готовиться к контрольной») и внешние межличностные конфликты.
Поговорим о внешних конфликтах. Итак, конфликт назревает. Как об этом узнать?
Предвестники конфликта:
-внешние: Итак, вы идёте по коридору школы и видите двоих знакомых из параллельного 7-го. По их лицам, позам вы понимаете, что вот-вот разгорится конфликт. По каким конкретно внешним проявлениям вы это понимаете? (громкая, агрессивная речь со словами оскорбительного характера; жесты доминирования: руки вбок, указание большим пальцем; жесты атакующего характера; мимика: прищуренные глаза, поджатые губы, опущенные уголки губ, нахмуренные брови) и т.д.
-внутренние: напряжение, дискомфорт, повод.
В качестве повода, инцидента может послужить конфликтная фраза одного из участников.
Давайте рассмотрим с вами разные стратегии поведения в конфликте с помощью сценки «Праздничный пирог». В сценке участвуют: черепаха, медвежонок, акула, лиса и сова.
Сценка «Праздничный пирог»
Решила однажды черепаха отпраздновать День Рождения. Позвала гостей. Испекла праздничный пирог.
Гости. Поздравляем! С Днём Рождения! Счастья тебе!
Черепаха. Удивительный пирог у меня получился!
Гости (хором). Да-а-а!
Акула (хватает нож и становится в начальственную позу). Единственный, кто может взять на себя такую ответственность, - это я!
Лиса (останавливает акулу). Подожди, я бы не отказалась от кусочка побольше, вот этого, с шоколадом!
Акула. Ещё чего! Этот мне!
Лиса (хитро). Я думаю, мы с тобой договоримся!
Медвежонок. Я тоже люблю сладкое, мне бы тоже кусочек побольше…
Акула. Побольше? Вообще ничего не получишь!
Медвежонок (грустно опуская). А с другой стороны – о здоровье надо заботиться, говорят, сладкое вредно!
Лиса (обращает внимание всех на черепаху). Посмотрите на именинницу – она сейчас этот пирог глазами проглотит!
(Гости смеются).
Черепаха (обиженно). По-моему, я здесь вообще не нужна… (направляется к выходу).
Сова (останавливает черепаху, обращается к оставшимся гостям). Постойте, давайте по-честному, по справедливости. Если бы не черепаха, мы бы не собрались, пирог никому бы из нас не достался! Согласны?
Гости. Согласны!
Сова. Так давайте его поделим поровну!
Стратегии поведения в конфликте
1)избегание («черепаха») – неуверенность в себе, неумение отстоять свои интересы, ощущение своей неполноценности, уход от конфликта.
2)уступки («медвежонок») – чувство приниженности, нежелание отстаивать свои интересы, соглашательство с другими в ущерб себе.
3)подавление («акула») – чувство превосходства, агрессия, нападение, унижение других.
4)компромисс («лиса») – дипломатичность, умение поступиться частью своих интересов, гибкость.
5)сотрудничество («сова») – уважение своих и чужих интересов, справедливость, открытость.
Попробуйте определить, какую позицию в конфликте занимаете вы.
Давайте обсудим плюсы и минусы каждой стратегии. Для этого разделимся на 5 мини-групп.
Избегание: + (неучастие в конфликтах, отсутствие врагов), - (неумение отстаивать свои интересы, неуверенность в себе).
Уступки: +( репутация неконфликтного человека, отсутствие врагов), - (чувство приниженности, соглашательство с другими в ущерб себе).
Подавление: + (чувство превосходства, достижение собственных целей), - (наличие врагов и недоброжелателей).
Компромисс: + (отсутствие явного противопоставления, достижение части своих целей), - (достижение части своих целей).
Сотрудничество: + (формирование открытых отношений с окружающими, основанных на взаимоуважении), - (нет).
Помните:
1. Умён не тот, кто прав, а кто понимает, когда надо остановиться в возникшей ссоре, чтобы не допустить её разрастания.
2.При разрешении спора не пользуйтесь « волевыми аргументами» типа « я так хочу!», « как сказал, так и будет!», « не уступишь – хуже будет!».
3.Не используйте оскорбления!
4.Если в ходе ссоры вы поняли, что действительно не правы, признайте свою вину. Самокритичность всегда вызывает уважение.
5.Если вы осознаёте бессмысленность ссоры и желаете её прекратить, а человек. с которым вы ссоритесь, ещё находится во власти агрессии, не следует отступать от своей «мирной линии». Спокойный доброжелательный тон даст возможность партнёру остыть, одуматься.
Итак мы познакомились с вами с понятием «конфликт» и «предвестники конфликта».
Выяснили, каковы могут быть стратегии поведения в конфликте, их плюсы и минусы.
Какая самая лучшая, решать вам самим. И всё-таки, стоит заметить, что побеждает не тот, кто последним скажет что-то оскорбительное, а тот, кто сумеет пресечь ссору. Войну можно победить только отказом от неё.
Домашнее задание:
1. Вспомнить и записать как часто и какие наиболее серьезные конфликты случались в вашей жизни. Как вы выходили из ситуации.
2. Найти информацию (газеты журналы, телевидение, интернет) какие социальные конфликты существуют в современном обществе
Комментариев нет:
Отправить комментарий